Синтаксические нормы
(построение предложения с деепричастным оборотом).
Деепричастие обозначает добавочное действие. Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.
&
Правило.
При
использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:
ü
часто
деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном
предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается):
ü
возможно
употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве:
GЛовушка!
Деепричастный оборот нельзя употреблять в
следующих случаях:
ü
если
действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием,
относятся к разным лицам (предметам):
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так
как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)
ü
если в
безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться
деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или
существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)
ü
если
деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае
субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного
деепричастием, не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает
мальчик, а находят его другие люди!)
1) В обороте, выделенном жирным шрифтом,
найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)
2) Выдели в каждом варианте основы.
3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся
восстановить его по сказуемому.
4) Если в предложении невозможно восстановить
подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.
5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с
деепричастием.
6) Тот вариант, где подлежащее выполняет
действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.
ÑРазбор
задания.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с
заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Находим
деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.
В каждом варианте
найдем грамматическую основу:
1) меня начали
покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.
Правильный ответ – вариант №2.
? Потренируйся.
1. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.
Анализируя
поэму Пушкина «Полтава»,
1) критиками отмечалось обилие разговорных
выражений.
2) ее «очевидным» недостатком считалось
обилие разговорных выражений.
3) современники упрекали поэта в
злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.
4) она была принята критиками без восторга.
2. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.
Начиная
работу с текстом,
1) у нас завязался спор.
2) постарайтесь внимательно прочитать его.
3) мной был неверно определен размер.
4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.
3. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.
Выстроившись
в колонны,
1) вожак подает сигнал, и муравьи
отправляются в путь.
2) длина их может достигать 100-
3) кочевые муравьи отправляются в
двух-трехнедельный поход.
4) начинается двух-трехнедельный поход
муравьев.
Синтаксические
нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы
управления.
Построение
сложноподчиненных предложений.
Нормы согласования.
ü Согласование причастий с определяемым словом.
&
Правило.
Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.
FПодсказка.
Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).
ü Согласование приложения с определяемым словом.
&
Правило.
Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.
.Различай!
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное
царство, где правят кабанихи и дикие.
В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
Построение предложения с однородными членами.
правило |
распространенные ошибки
|
общее
дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога |
НЕЛЬЗЯ: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами |
нельзя
объединять в однородные члены предложения разные части речи, |
НЕЛЬЗЯ: научился французскому
языку и драться на дуэли |
нельзя
соединять неоднородные синтаксические конструкции, |
НЕЛЬЗЯ: в книге описывается
происхождение религии и как она развивалась |
нельзя
составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК
И |
НЕЛЬЗЯ: В школе воспитывают не
только знания, а воспитывают личность. |
Нормы управления.
идентичный
чему-либо |
сходный
с чем-либо |
обидеться
на что-либо |
обижен
чем-либо |
обрадоваться
чему-либо |
обрадован
чем-либо |
обращать
внимание на что-либо |
уделять
внимание чему-либо |
опираться
на что-либо |
базироваться
на чем-либо |
отзыв
о чем-либо |
рецензия
на что-либо |
полный
чего-либо |
наполненный
чем-либо |
превосходство
над чем-либо |
преимущество
перед чем-либо |
предостеречь
от чего-либо |
предупредить
о чем-либо |
различать
что и что |
отличать
что от чего |
рассердиться
на что-либо |
рассержен
чем-либо |
уверенность
в чем-либо |
вера
во что-либо |
удивляться
чему-либо |
удивлен
чем-либо |
уплатить
за что-либо |
оплатить
что-либо |
Построение сложноподчиненного предложения.
&
Правило.
Косвенная речь – это способ передачи чужой
речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма
местоимения.
Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я
свободу» - Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.
1) Последовательно посмотри варианты ответа
все возможные ошибки.
2) Проверь:
- все слова стоят в правильном падеже;
- согласуются ли в роде, числе и падеже
подлежащее и сказуемое;
- согласуются ли причастные обороты со
словом, от которого они зависят;
- правильно ли переведена прямая речь в
косвенную и т.д.
Разбор
задания.
Укажите предложение без
грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).
1) Следует
уделять большое внимание на развитие образного мышления.
2) Успех в
соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
3) Когда
мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что
хочет все знать.
4) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.
Вариант № 1.
В этом
предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.
Нарушены
правила употребления двойного союза: вместо не
только…но и употребляется не только…
а
Предложение
построено с учетом всех грамматических правил.
Нарушены
нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в
винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится
– в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи.
При временной или видовой несогласованности возникает грамматическая ошибка
*После пламенной речи Ивана исключают из университета
и выслали на три года в Волгоградскую область.
В предложении встречаются два однородных сказуемых, находящихся
в состоянии видовременной несоотнесённости:
исключают — (что делают?) форма настоящего времени несовершенного
вида;
выслали — (что сделали?) форма прошедшего времени совершенного вида.
Правильно: после пламенной речи Ивана исключили из университета
и выслали на три года в Волгоградскую область.
Видовременную соотнесённость важно выдерживать также при перечислении последовательных или одновременных событий.
*Шумели волны, завывал ветер,
луна осветила дорогу к пирсу.
Глаголы, называющие одновременные действия, употреблены в прошедшем
времени, но в разных видовых формах:
шумели — (что делали?) несовершенный вид;
завывал — (что делал?) несовершенный вид;
осветила — (что сделала?) совершенный вид.
Правильно: шумели волны, завывал ветер, луна освещала дорогу к пирсу.
Рассмотрим пример с несоотнесённостью в формах деепричастий.
*Незнакомец стоял в стороне, не понимая, что происходит,
и потеряв уверенность в своих силах.
В формах деепричастий возникла несогласованность во времени и виде:
понимая — (что делая?) настоящее время, несовершенный вид;
потеряв — (что сделав?) прошедшее время, совершенный вид.
Правильно: незнакомец стоял в стороне, не понимая, что происходит,
и теряя уверенность в своих силах.
? Потренируйся.
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).
1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было
построено еще в 17 веке.
2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют
простудными заболеваниями.
3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали
традиционными на канале «Культуре».
4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики
как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).
1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера
Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто
помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.
3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно
прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».
4) Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город
моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).
1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.
2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.
3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной
сцене.
4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.
Грамматические ошибки
|
Ошибки
|
Правильный вариант
|
1)неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом
Неверное употребление
предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ , ПО.
|
1.По приезду все разошлись по своим комнатам.
2.Всё было исполнено согласно приказа.
3.Вопреки прогноза туристы вышли на маршрут.
|
1.По приезде все разошлись по своим комнатам.
2.Всё было исполнено согласно приказу.
3.Вопреки прогнозу туристы вышли на маршрут.
|
2) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
|
1.Все, кто интересуется театром, знает историю МХАТа
2. Большинство возражали
против такой оценки его поэзии
|
1.Все, кто интересуется театром, знают историю МХАТа
2. Большинство возражало
против такой оценки его поэзии
|
3)нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
|
1.В романе «Войне и мире» отразилась
история России.
|
1.В романе «Война и мир» отразилась
история России.
2.В «Войне и мире» отразилась история России.
|
4)неправильное построение
предложения с косвенной речью
|
1.В суде Иван заверил, что я убежден в её
невиновности.
|
1.В суде Иван заверил, что он убежден в её
невиновности.
|
5)неправильное построение
предложения с деепричастным оборотом
|
1.Покатавшись на катке, у меня очень сильно болят ноги
|
1.Покатавшись на коньках, я почувствовал, что у меня заболели ноги.
|
6)нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
|
1. Несколько отдыхающих, ожидающие
автобус, прогуливались по аллее.
|
1. Несколько отдыхающих, ожидающих
автобус, прогуливались по аллее.
|
7)нарушение в употреблении
однородных членов
|
1.В конференции участвовали
представители многих городов: Москва,
Санкт-Петербург, Самара, Ярославль.
2. Я хотел вникнуть и
познать все тайны этой науки.
|
1.В конференции участвовали
представители многих городов: Москвы,
Санкт-Петербурга, Самары, Ярославля.
2. Я хотел вникнуть во
все тайны этой науки и познать их.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий