Средства художественной выразительности


   Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: "Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие". Как же актуальны, ребята, его слова сегодня, особенно в период подготовки к Единому Государственному экзамену по русскому языку. Как ни вспомнить  поэта Валерия Брюсова:
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
И мне бы  очень хотелось, чтобы родной язык не был для вас коварным другом, а стал другом верным.

Домашнее задание.


 Задания 

 Инструкции


 1.  Посмотрите учебный видеофильм и заполните таблицу "Средства художественной выразительности"



Самооценка знаний. 
При наличии ошибок необходимо повторить материал.
3. Изучите диаграмму.
Вспомните ранее изученный материал.
Составьте небольшой текст о средствах художественной выразительности (лексический уровень: тропы, синтаксический уровень: фигуры) и их значении в речи.
Работа в группах.

 Оформите текст в документе Google. Ссылку на на опубликованный материал разместить ЗДЕСЬ

Критерии оценивания текста
Инструкция по выполнению. Оценивание контрольной работы.
Ссылку на выполненную контрольную работу разместить  ЗДЕСЬ



Изобразительно-выразительные средства языка.

Тропы – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого

1. Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств предмета.
Устал до смерти

2. Литота – непомерное преуменьшение свойств предмета.
Мальчик-с-пальчик

3. Ирония – скрытая насмешка.
Отколе, умная, бредёшь ты голова?

4. Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
Шляпка гриба, шёпот волн, день помрачнел

5. Метонимия – слово или выражение, употреблённое вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь
Я всю тарелку съел = суп; город спит = люди

6.  Символ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого
Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную
любовь и обманутые надежды вообще

7.   Аллегория – иносказание, изображение отвлечённого в конкретном образе.
Лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости.

8. Эпитет – красочное, образное определение.
Вольный ветер

9. Сравнение – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Французы двинулись, как тучи.

10. Перифраза – замена слова или словосочетания оборотом речи, в    котором названы признаки названного предмета
Санкт-Петербург – северная столица, город на Неве.

11. Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.
Утёс плачет в пустыне.



Фигуры речи – это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста.

1.Анафора (= единоначатие) – повторение отдельных слов или оборотов, или однотипных синтаксических конструкций в начале предложений или стихотворных строк, стоящих рядом.
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём…

2. Эпифора (= концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных предложений.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник?

3. Параллелизм – одинаковые синтаксические построения соседних предложений.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?

4. Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.
Стихи и проза, лёд и пламень.

5. Градация – расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение.
… вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. Он волновался, тревожился, сходил с ума.

6. Инверсия – нарушение обычного (прямого) порядка слов.
Бой барабанный вместо барабанный бой.

7. Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения.
Мужики – за топоры.

8. Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном.
Но я хотел …  быть может, вы…

9. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-либо или чему-либо. Выражает отношение автора к объекту, усиливает выразительность речи.
Цветы, любовь, деревья, праздность,
Поля! Я предан вам душой.

10. Риторический вопрос – вопрос, поставленный не для того, чтобы получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к изображаемому явлению.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

11. Многосоюзие (= полисиндетон) – повторение союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых членов предложения.
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.

12.  Бессоюзие (= асиндетон) – намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности, стремительности.
Швед, русский – колет, рубит, режет.

13. Парцелляция – намеренное нарушение границ предложения.
Это была «Волга». Пепельная. С московским номером.


Средства выразительности
Красивые, живые, необычные…
Украшают, описывают, имитируют
«Богатство языка …богатство мыслей»
(Н.М. Карамзин)
Сокровища речи (тропы)


Комментариев нет:

Отправить комментарий