Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: "Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие". Как же актуальны, ребята, его слова сегодня, особенно в период подготовки к Единому Государственному экзамену по русскому языку. Как ни вспомнить поэта Валерия Брюсова:
Мой
верный друг! Мой друг коварный!
Мой
царь! Мой раб! Родной язык!
И
мне бы очень хотелось, чтобы родной язык
не был для вас коварным другом, а стал другом верным.Домашнее задание.
|
|
2. Готовимся к контрольной работе.
Послушайте аудиозапись. Найдите пару. Соберите пазл, посмотрите видео. Презентация "Средства художественной выразительности" |
Самооценка знаний. При наличии ошибок необходимо повторить материал. |
3. Изучите диаграмму.
Вспомните ранее изученный материал. Составьте небольшой текст о средствах художественной выразительности (лексический уровень: тропы, синтаксический уровень: фигуры) и их значении в речи. Работа в группах. |
Оформите текст в документе Google. Ссылку на на опубликованный материал разместить ЗДЕСЬ Критерии оценивания текста |
Инструкция по выполнению. Оценивание контрольной работы.
Ссылку на выполненную контрольную работу разместить ЗДЕСЬ |
|
Изобразительно-выразительные средства языка.
Тропы – это
поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в
переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит
сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи
другого
1. Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств
предмета.
Устал до смерти
2. Литота – непомерное преуменьшение свойств
предмета.
Мальчик-с-пальчик
3. Ирония – скрытая насмешка.
Отколе, умная, бредёшь ты
голова?
4. Метафора – переносное значение слова, основанное
на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
Шляпка гриба, шёпот волн,
день помрачнел
5. Метонимия – слово или выражение, употреблённое
вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь
Я всю тарелку съел = суп; город спит = люди
6. Символ – многозначный предметный образ,
объединяющий разные планы изображаемого
Стихотворение Лермонтова
«Нищий» символизирует несчастную
любовь и обманутые
надежды вообще
7. Аллегория – иносказание, изображение отвлечённого
в конкретном образе.
Лиса в баснях –
аллегорическое воплощение хитрости.
8. Эпитет – красочное, образное определение.
Вольный ветер
9. Сравнение – сопоставление двух предметов, явлений
с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Французы двинулись, как
тучи.
10. Перифраза
– замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором названы признаки названного
предмета
Санкт-Петербург –
северная столица, город на Неве.
11. Олицетворение
– перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.
Утёс плачет в пустыне.
Фигуры речи – это особые синтаксические
построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста.
1.Анафора (= единоначатие) – повторение отдельных
слов или оборотов, или однотипных синтаксических конструкций в начале
предложений или стихотворных строк, стоящих рядом.
Клянусь я первым днём
творенья,
Клянусь его последним
днём…
2. Эпифора (= концовка) – повторение слов или
выражений в конце смежных предложений.
Мне бы хотелось знать,
отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник?
3. Параллелизм – одинаковые синтаксические построения
соседних предложений.
Что ищет он в стране
далёкой?
Что кинул он в краю родном?
4. Антитеза – оборот, в котором резко
противопоставляются противоположные понятия.
Стихи и проза, лёд и
пламень.
5. Градация – расположение слов, при котором каждое
последующее содержит усиливающее значение.
… вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. Он
волновался, тревожился, сходил с ума.
6. Инверсия – нарушение обычного (прямого) порядка
слов.
Бой барабанный вместо барабанный бой.
7. Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения.
Мужики – за топоры.
8. Умолчание – намеренный обрыв высказывания,
передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о
невысказанном.
Но я хотел … быть может, вы…
9. Риторическое обращение – подчёркнутое
обращение к кому-либо или чему-либо. Выражает отношение автора к объекту,
усиливает выразительность речи.
Цветы, любовь, деревья,
праздность,
Поля! Я предан вам душой.
10. Риторический вопрос – вопрос,
поставленный не для того, чтобы получить на него ответ, а для того, чтобы
привлечь внимание к изображаемому явлению.
Знаете ли вы украинскую
ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
11. Многосоюзие (= полисиндетон) – повторение союзов
для логического и интонационного подчёркивания соединяемых членов предложения.
И пращ, и стрела, и
лукавый кинжал щадят победителя годы.
12. Бессоюзие (= асиндетон) – намеренный пропуск
союзов для придания тексту динамичности, стремительности.
Швед, русский – колет,
рубит, режет.
13. Парцелляция – намеренное нарушение границ
предложения.
Это была «Волга».
Пепельная. С московским номером.
Средства выразительности
Красивые, живые, необычные…
Украшают, описывают, имитируют
«Богатство языка …богатство мыслей»
(Н.М. Карамзин)
Сокровища речи (тропы)
Комментариев нет:
Отправить комментарий