Союзы сочинительные |
||
Соединительные |
И, ДА (=И), НИ … НИ, ТОЖЕ,
ТАКЖЕ |
Хлынули потоки
дождя, и запрыгал град. |
Противительные |
А,
НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО,ЖЕ |
Можно было ехать,
однако началась гроза. |
Разделительные |
ИЛИ,
ЛИБО, ТО … ТО, НЕ ТО … НЕ ТО |
То моросил дождь,
то начинал идти снег. |
Пояснительные |
ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО |
Я вернусь через два дня, то есть в воскресенье. |
Присоединительные |
ДА И, А ТАКЖЕ, ПРИТОМ |
Она умна, притом красива. |
! Союзы могут быть двойными:
КАК … ТАК И, ХОТЯ
И … НО, НЕ ТОЛЬКО … НО И, НЕ СТОЛЬКО … СКОЛЬКО, ЕСЛИ НЕ … ТО и др.: День был хотя и пасмурный, но тёплый.
!!
Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЖЕ находятся не
между простыми предложениями, а внутри второго
из
них:
Луна взошла багровая
и хмурая, звёзды
тоже хмурились. Люди устали,
лошади также нуждались в отдыхе. В июле было тепло и сухо, август же выдался прохладный и дождливый.
Союзы подчинительные |
||
Временные |
КОГДА, КАК
ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ЛИШЬ ТОЛЬКО, ЕДВА, ПОКА,
ПРЕЖДЕ ЧЕМ, ТОГДА
КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, С ТЕХ ПОР КАК … |
Уже
вечерело, когда он вернулся. |
Изъяснительные |
ЧТО, ЧТОБЫ, КАК … |
Хочу, чтобы ты вернулся. |
Причинные |
ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, ИБО, ПОСКОЛЬКУ, ВЕДЬ,
ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО … |
Стало
светло, потому что взошла луна. |
Следствия |
ТАК ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО … |
Потеплело, так что снег начал таять. |
Сравнительные |
КАК, СЛОВНО, БУДТО,
ТОЧНО, КАК БУДТО
… |
Послышался высокий звук, словно кто-то пел. |
Уступительные |
ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО,
ПУСТЬ, ПУСКАЙ … |
Хотя стемнело, никто и не думал расходиться. |
Условные |
ЕСЛИ, КОЛИ, КАБЫ,
РАЗ … |
Если дождь не прекратится, в город
не поедем. |
Целевые |
ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ … |
Я пришёл, чтобы поговорить. |
! Части СПП могут быть связаны союзами,
союзными словами. Важно
понимать, что это разные части речи. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые
используются для связи частей СПП (см. ниже таблицы
«Разряды местоимений», «Наречия»).
Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении:
Непроизводные предлоги
|
Производные предлоги |
|||
В |
О |
ОКОЛО |
В ЦЕЛЯХ |
БЛАГОДАРЯ |
НА |
БЕЗ |
МИМО |
НАПРОТИВ |
СОГЛАСНО |
ЗА |
С |
НАВСТРЕЧУ |
ПОЗАДИ |
ВОПРЕКИ |
ПО |
ДО |
ВОКРУГ |
ПУТЁМ |
ПОСЕРЕДИНЕ |
ПОД |
ДЛЯ |
ВДОЛЬ |
В СВЯЗИ С |
НАПЕРЕКОР |
НАД |
ОТ |
ПОПЕРЕК |
ВСЛЕД ЗА |
НЕСМОТРЯ НА |
У |
ИЗ |
ВВИДУ |
В ТЕЧЕНИЕ |
НЕВЗИРАЯ НА |
К |
ЧЕРЕЗ |
ВРОДЕ |
В ПРОДОЛЖЕНИЕ |
В ОТЛИЧИЕ ОТ |
ПЕРЕД |
ПРО |
НАПОДОБИЕ |
ВСЛЕДСТВИЕ |
ПОСРЕДСТВОМ |
ИЗ-ЗА |
ИЗ-ПОД |
ВМЕСТО |
НАСЧЁТ ЗА СЧЁТ |
ПРИ ПОМОЩИ С ПОМОЩЬЮ |
Частицы выражают дополнительные смысловые оттенки.
Указательные |
ВОТ, ВОН, ЭТО |
Уточняющие |
ИМЕННО, КАК РАЗ |
Ограничительные |
ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ЕДИНСТВЕННО, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО |
Усилительные |
ДАЖЕ, ЖЕ, ВЕДЬ, ВСЁ, ВСЁ-ТАКИ, УЖ |
Выражающие сомнение |
ВРЯД ЛИ, ЕДВА
ЛИ |
Разряды местоимений
Личные |
Я, МЫ, ТЫ,
ВЫ, ОН, ОНА,
ОНО, ОНИ |
Возвратное |
СЕБЯ |
Притяжательные |
МОЙ,
НАШ, ТВОЙ, ВАШ,
ЕГО, ЕЕ, ИХ, СВОЙ |
Указательные |
ТОТ, ЭТОТ,
ТАКОЙ, ТАКОВ, ТА, ТЕ, ЭТИ… |
Вопросительные |
КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ?
СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? |
Относительные
(с.сл.) |
КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО, КОТОРЫЙ |
Неопределенные |
НЕКТО, КАКОЙ-ТО, ЧЕЙ-ЛИБО, ЧТО-НИБУДЬ … |
Отрицательные |
НИКТО, НИЧТО,
НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО, НИСКОЛЬКО… |
Определительные |
ВЕСЬ, ВСЯКИЙ,
САМ, САМЫЙ, КАЖДЫЙ,
ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ |
Классификация местоимений.
Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (мной, его и
т.д.)
Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах
(моего, твоей и т.д.)
!!! Притяжательные местоимения ее, его, их совпадают по форме с личными
местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте.
Вводные слова
Большая степень уверенности |
БЕЗУСЛОВНО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, НЕСОМНЕННО, БЕССПОРНО, КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ |
Сомнение в достоверной информации |
ВЕРОЯТНО, НАВЕРНОЕ, ВИДИМО,
ВОЗМОЖНО, ДОЛЖНО БЫТЬ,
КАЖЕТСЯ, МОЖЕТ
БЫТЬ, ПО-ВИДИМОМУ, ОЧЕВИДНО |
Порядок развития мысли, действия: перечисление |
ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НАКОНЕЦ |
Противопоставление |
НАПРОТИВ, НАОБОРОТ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ,
С ДРУГОЙ
СТОРОНЫ |
Следствие, вывод |
ЗНАЧИТ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ИНЫМИ СЛОВАМИ, ИНАЧЕ
ГОВОРЯ, В ОБЩЕМ, ТАКИМ
ОБРАЗОМ, В КОНЦЕ
КОНЦОВ |
Ссылка на примеры |
НАПРИМЕР, В ЧАСТНОСТИ, К ПРИМЕРУ, ПОМИМО
ЭТОГО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО,
КРОМЕ ТОГО, СВЕРХ
ТОГО |
Обобщение, подведение итогов, вывод |
СЛОВОМ, ОДНИМ
СЛОВОМ, ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ИНАЧЕ
ГОВОРЯ |
Вводные слова и конструкции, часто встречающиеся в 1-м задании
ЕГЭ:
Кроме того – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее
высказанную мысль.
Другими словами, иными словами – конструкция используется, если автор
хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно).
Итак, таким образом, следовательно – автор использует данные вводные
слова для подведения итога рассуждениям.
Конечно, разумеется, безусловно – указывают на степень уверенности в
сказанных словах.
Например, так – вводные слова, которые используются для пояснения
мысли.
Наоборот – вводное слово, употребляющееся для противопоставления
одного предложения другому.
Во-первых, во-вторых, с одной стороны – автор указывает порядок
следования мыслей.
Наречия
Порядок развития мысли, действия: перечисление |
СНАЧАЛА, ДАЛЕЕ, ПОТОМ … |
Ссылка на примеры |
НЕСЛУЧАЙНО |
Следствие, вывод |
ПОЭТОМУ |
Степени |
ПОЧТИ, ПРИМЕРНО, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО, СТОЛЬ, НАСТОЛЬКО, ТАК |
Указательные |
ТАМ, ТУТ, ЗДЕСЬ, ТАК |
Относительные (союзные слова) |
ГДЕ, КУДА, КОГДА,
ОТКУДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ,
КАК |
Местоимённые наречия
Указательные |
ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ,
ТУДА, ТАК, ОТТУДА, ТОГДА, ЗАТЕМ, ОТТОГО, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ |
Вопросительные |
ГДЕ? КУДА?
КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ?
ЗАЧЕМ? КАК? ОТЧЕГО? |
Относительные |
ГДЕ, КУДА,
КОГДА, ОТКУДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, КАК, ОТЧЕГО |
Неопределенные |
ГДЕ-ТО, КУДА-ТО, КАК-НИБУДЬ, КОЕ-ГДЕ, КУДА-ЛИБО, КОЕ-КАК … |
Отрицательные |
НИГДЕ, НИКУДА,
НИКОГДА, НЕГДЕ, НЕКУДА,
НЕЗАЧЕМ, НИКАК … |
Определительные |
ВЕЗДЕ, ВСЮДУ,
ОТОВСЮДУ, ВСЕГДА, ВСЯЧЕСКИ, ИНОГДА … |
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 1
1)
Внимательно прочитайте текст.
2)
Установите смысловую связь между предложениями
(фрагментами) текста (причинно- следственная,
дополнение, уточнение, обобщение, порядок перечисления, временная соотнесённость). Особое внимание обратите
на предложение с пропуском <…>.
3)
Прочитайте, слово
какой
части
речи
необходимо
подобрать.
Вспомните
эти
слова и выберите то, которое выражает
связь между предложениями.
4)
Подставьте выбранное слово в предложение, проверьте, нет ли смысловых ошибок.
5) Запишите ответ.
ПРИМЕР
(1)В начале XIX века
Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы,
содержащие описание камней,
падающих с неба:
учёным казалось, что все описания метеоритов –
«небесных камней» − плод фантазии, <...> камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь –
отрицать всё, что ещё не нашло объяснения.
(3)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки. |
1. Самостоятельно подберите
подчинительный союз,
который должен стоять на месте
пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.
ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ
1)
Внимательно перечитываем текст.
2)
Пытаемся понять смысловые отношения между частями
первого предложения, в которое и надо вставить
слово. Очень похоже,
что это причинно-следственные отношения:
…учёным казалось, что все описания
метеоритов – «небесных камней» − плод фантазии,
(почему?) <потому что> камням неоткуда
падать.
3) Вспоминаем подчинительные союзы со значением
причины: потому что, поскольку,
так как, оттого что,
ведь. Пробуем подставить на место пропуска
любой из них:
…учёным казалось,
что все описания метеоритов – «небесных камней»
− плод фантазии, ПОСКОЛЬКУ камням неоткуда падать.
4)
Записываем ответ: ПОСКОЛЬКУ
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение 1.
Невесёлая судьба человека, который
ни разу не испытал незабываемую теплоту земли на босых ногах,
не промокал насквозь
под дождём в чаще орешника.
А если и испытал всё это, то недооценил этой недюжинной
силы простоты и страдал, как от протекающего
потолка или тесной
обуви. Таким людям неуютно в природе. Глубинная
прелесть жизни не измерена и не понята
ими.
Большинство из них живут <…> чужого ума, таланта,
чужих ошибок и успехов, но считают, что без их неустанного вмешательства не существовало бы ни настоящей
литературы, ни поэзии,
ни театра.
(По К. Г. Паустовскому)
Задание 1. Самостоятельно подберите
производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста.
Запишите этот предлог.
Упражнение 2.
В 90-е годы XX
столетия одним из наиболее активных и социально значимых языковых процессов оказался процесс заимствования
иноязычных слов. Иноязычное слово, чаще всего английское, в современном русском
контексте – это одна из примет
«языкового вкуса эпохи».
Русский язык всегда был открыт для заимствований, в <…> лексике большой процент составляют иноязычные слова
разного происхождения. Многие из них настолько
прижились в русском языке,
ассимилировались им, подчинившись
русской грамматике (приняли
формы словоизменения и создали словообразовательные гнёзда),
что воспринимаются как вполне русские (свёкла, кровать,
деньги).
Задание 1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно
стоять
на месте пропуска
в третьем (3) предложении текста.
Запишите это местоимение.
Упражнение 3.
Начало XX века
обозначило собой наступление эры телевидения. <…> поэтому нужна была телебашня. Первая башня была построена в 1922 году.
В 50-е годы, когда в стране началось
бурное развитие телевидения, эта башня уже не справлялась с передачей телесигнала. И в 1967 году была возведена новая телебашня в Останкино.
Задание 1. Самостоятельно подберите
уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска
во втором (2) предложении текста.
Запишите эту частицу.
Упражнение 4.
Само понятие
синонимии получает у лингвистов разное истолкование. Лингвисты, стремящиеся дать исчерпывающее определение понятию «синоним», для выделения синонимов
предлагают различные критерии.
Одни считают обязательным критерием синонимичности
слов обозначение ими одного и того же понятия. Другие исследователи берут за основу выделения синонимов их
взаимозаменяемость. <…> точка зрения сводится к тому, что решающим условием
синонимичности признаётся близость
лексических значений слов.
(По И.Б. Голуб)
Задание 1. Самостоятельно
подберите порядковое числительное,
которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это числительное.
Комментариев нет:
Отправить комментарий