Что значит «прокомментировать» проблему?
Попробуй ответить на вопросы:
·
Насколько
актуально то, о чём пишет автор?
·
Кому и в
каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
·
По
возможности коснись истории вопроса
·
Постарайся
передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение,
поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать
отдельные цитаты, но не увлекайся ими.
Следует отметить, что в этой части
сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:
1) от частных фактов к формулировке проблемы. Например: «Начиная разговор на эту тему, автор буквально
«наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным не
сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же
начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось», «И это видели, а это,
простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у
нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья?
А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь
пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу.
А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»
2) от формулировки проблемы к комментарию. Например: «Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт
А.С.
Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться
назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности,
в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда
формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с
которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».
Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше
время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой,
вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни
рассказывает историю NN, использует примеры из классической
литературы, приводит высказывания
такого-то и пр.)
Можно
выделить два типа комментария.
1.
Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование
за автором в раскрытии проблемы.
Конкретизировать
содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
• Как, на
каком материале автор раскрывает проблему?
• На чем
заостряет внимание? Почему?
• Какие
имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
• Какие
эмоции автора выражены в тексте?
• Как
выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
• Какие
средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
2. При
концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста,
ее актуальность, столкновение различных мнений поданному вопросу и т.п. Найди
ответы на следующие вопросы:
• К
какому типу принадлежит эта проблема? (социальная, философская, экологическая,
нравственная и т.п.)
•
Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
• Как
часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или
только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
• Почему
эта проблема привлекла внимание автора?
• Какой
аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
• К каким
выводам автор подводит читателя?
Следует
помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный
текст.
Поскольку комментарий
обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так,
чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать
логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что...
Часто повествование в тексте ведётся от
первого лица. В этом случае следует обратить особое внимание на разграничение понятий «автор» и «рассказчик».
Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в
композиции словесного произведения даже самый близкий образу автора образ
рассказчика все же останется образом рассказчика. Ни в коем случае не
отождествляйте образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в
повествовании - всегда «я» рассказчика, но не автора.
Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может
привести к фактической ошибке.
В комментарии уместны небольшие цитаты,
показывающие, что учащийся легко ориентируется в тексте и подтверждает свои
выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным
цитированием нельзя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий