Индуктивный метод.
Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в
книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так,
древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не
имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы ж,
наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев
своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе
процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину,
возмущались арабским обычаем
многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французским дам и
т.д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другими как чудачества.
Причину этого Л.Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа
поведения.
Дедуктивный метод.
Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в
книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа
поведения, писал, что когда челны одно
этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет,
а иногда и шокирует, - это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров
тому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием
рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются
до бесчувствия. Скифы ж, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое
омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с
тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари,
захватившие Палестину, возмущались арабским
обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французским
дам и т.д.
Метод аналогии.
По внешнему виду, а также по физическим и
химическим свойствам калий похож на натрий, но обладает еще большей
активностью. Подобно натрию, он имеет серебристо-белый цвет. быстро окисляется
на воздухе и бурно реагирует с водой с
выделением водорода. Соли калия очень сходны с солями натрия, но обычно
выделяются из растворов без кристаллизации воды.
Ступенчатый способ.
В Средние века в Христианском мире
единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были книги:
Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые
нужно было приводить точно, потому что, безграмотные ересиархи часто выдумывали
якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла
система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки
называлась схоластикой, и к XV веку она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг
источников – привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых
нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т.е. человеческая, а не
божественная) наука – филология, отличающаяся от схоластики критическим
подходом.
Исторический метод.
Ростовщичество как основа для рождения
банков появилось в VIII-VII до
н.э. Первые ссуды давались натурой
(зерном, скотом) и возвращались в
большем количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля)
или под доверие личности.
Первый банк как кредитное учреждение
появился в Венеции в XII веке. Его функциями были прием вкладов на хранение и производство
трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме,
Гамбурге.
Концентрический способ.
Почему южный конец магнитной стрелки
красный, а северный – черный? Не исключено, что здесь мы следуем
древнекитайской традиции. Китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в
красный цвет. А может быть, красный цвет южного конца стрелки – дань древней ассирийской традиции? В древнем
ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется черной
страной, юг – красной, восток – зеленой и запад – белой.
Особое внимание
следует обратить на средства выражения логических связей между отдельными
смысловыми частями текста. Средствами выражения логических связей прежде всего
являются лексические средства, указывающие на:
последовательность
мыслей
|
вначале, прежде всего, затем, во-первых,
во-вторых, иногда
|
одновременность
существования нескольких явлений или фактов
|
вместе с тем, все равно, само собой,
только
|
факты,
заслуживающие меньшего внимания
|
всего лишь, так сказать
|
факты,
подтверждающие точку зрения
|
же, именно, только, конечно, очевидно,
разумеется, естественно
|
неуверенность
в достоверности или убедительности приводимых фактов
|
наверное, видимо, возможно, пожалуй,
по-видимому, надо полагать
|
иллюстрация к
рассуждениям, примеры
|
к примеру, например, иногда, так
|
мнение автора
|
к сожалению, надеемся
|
на
противоречивые отношения
|
между тем, однако, тем не менее, вопреки
этому, наоборот, напротив
|
на
причинно-следственные отношения
|
поэтому, кроме того, следовательно, ведь
|
условие,
вопреки которому совершается действие
|
ведь, хотя, несмотря на (то что)
|
итог, вывод,
законченность перечисления фактов
|
таким образом, итак, значит, в
заключение, отметим, наконец, одним словом, иными словами, так сказать
|
GЛовушка!
Иногда встречаются
такие варианты ответов, как: если…, как…, поскольку, не только… Не забывай, что
вышеперечисленные слова - это часть двойного союза, и вторая часть его идет в
середине указанного предложения, поэтому они выражают связь не столько одного
предложения с другим, сколько одной грамматической основы с другой в сложном
предложении.
Запомни эти
союзы:
если…то
когда…то
как… так и
поскольку…постольку
не только… но и
FПодсказка.
1) Обрати внимание
на время глаголов. В твоем предложении они обычно совпадает.
2) Обрати внимание
на предложения, окружающие место пропуска. Личные местоимения (он, она, оно,
они) подскажут тебе, в каком роде и числе должно быть существительное в твоем
предложении (местоимения служат для указания на другие части речи).
Указательные местоимения обычно стоят рядом с тем словом, которое повторяется в
двух и более предложениях. Значит, это слово тоже повторяется в твоем
предложении.
Алгоритм выполнения.
1.
Прочитай
внимательно текст.
2.
Подумай,
как ведется изложение материала: от частного к общему, от общего к частному,
последовательно и т.д.
3.
Выяви
смысловые связи между предложения, подумай, какое средство связи можно вставить
между предложениями.
4. Обрати внимание
на окружение того предложения, которое необходимо вставить.
ÑРазбор задания.
(1) Люди
враждуют друг с другом, хотя война чаще всего им представляется нехорошим
делом, но, чтобы обмануть себя, заглушить в себе совесть, они придумывают
оправдания своей враждебности. (2) Одно из таких оправданий – это то, что я
лучше других людей, а они не понимают этого, потому я и не могу сходиться с
ними; другое оправдание – это то, что моя семья лучше других семей; третье –
что мое сословие лучше других сословий. (3) И наконец, четвертое оправдание –
это то, что мой народ самый замечательный в мире. (4) … (5) Много есть гордому
человеку наказаний. (6) …
Какое из
приведенных ниже предложений должно быть четвертым в этом тексте?
1)
Человек
прав, если верит тому, что нет на свете ни одного человека выше его; но он
очень ошибается, если думает, что есть на свете хоть один человек ниже его.
2)
И
как ни вредна гордость отдельных людей, гордость народная еще во много раз
вреднее: от нее гибнут миллионы и миллионы.
3)
Нельзя
превозноситься одному человеку над другими, потому что самое драгоценное в
человеке – это душа, а цену человеческой души никто не знает, кроме Бога.
4)
Ничто
наиболее часто так не разъединяет людей, как гордость, и личная, и семейная, и
сословная, и народная.
В предложениях 2-3 говорится о видах оправдания,
а в 5 о гордом человеке. Возможно, текст построен по индуктивному методу (от
частного к общему). Делаем вывод, в
предложении, которое необходимо вставить, должно повторяться слово «гордость»
или однокоренные с ним слова, и оно должно содержать некий вывод. Подходят
варианты 2 и 4, но во втором варианте о гордости говорится так, как будто это
слово уже есть в предыдущем материале. Читаем предложения 2 и 3: в них
используется слово «оправдание». Таким
образом, подходит вариант №4, в котором обобщается материал.
Какое из приведенных ниже слов должно быть шестым предложении текста?
1) Таким образом, главное и очень
тяжелое наказание то, что, какие бы ни были у него достоинства, люди не любят
его.
2) Но главное и очень тяжелое то, что,
какие бы ни были у гордеца достоинства, люди не любят его.
3) Главное и очень тяжелое то, что их
люди не любят.
4) Наконец, главное и очень тяжелое то,
что их люди не любят.
В этом задании анализируем связи,
которые представлены в вариантах.
Таким образом и наконец – вывод, конец перечислений.
Но –
противопоставляем предыдущее предложение следующему.
Вариант № 3 не содержит слова-связки.
Предложение
«Много есть гордому человеку наказаний» подразумевает, что в следующем
предложении идет либо перечисление этих наказаний, либо выделяется наиболее
главное из них.
Варианты
№ 1 и №3 не подходят, так как подразумевают перечисление фактов в предыдущем
предложении. Предложение № 3 включает местоимение «их», но в предыдущем
предложении нет ни одного слова во множественном числе. Исключаем этот вариант.
Остается
вариант № 2 со связкой «но», указывающей на сопоставительные отношения, который
выделяет главное из наказаний для гордого человека.
Таким
образом,
правильный ответ – вариант №2.
Комментариев нет:
Отправить комментарий