ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЯ
Задания 1–3 выполняются на основе прочитанного текста. Чтобы выполнить задание 2, нужно учесть, что все выделенные в тексте слова – многозначные, т.е. могут употребляться в речи в разных значениях. В задании дается одно возможное толкование (лексическое значение) каждого из этих слов. Необходимо выбрать те слова, приведенное значение которых соответствует их значению в тексте.
ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДАННОГО ТИПА НЕОБХОДИМО:
знать, что такое лексическое значение слова;
уметь определить лексическое значение слова в конкретном тексте.
ПОДСКАЗКА:
Для проверки значения слова в тексте можно использовать синонимы, которые, как правило, приводятся в толковании слова.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 2
1)
Внимательно прочитайте слово и его лексическое значение.
2)
Найдите в тексте
это слово. Определите его значение, исходя
из содержания текста.
3)
Сопоставьте значение слова в тексте
и толкование, приведенное в задании.
4)
Сделайте вывод о совпадении или несовпадении лексического значения слова в тексте с приведенным толкованием. Проведите эту работу со всеми словами,
данными в задании.
5) Укажите номера ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
ПРИМЕР
В начале XIX
века Французская академия вынесла
постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба:
учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней»
− плод фантазии, камням
неоткуда падать. Это очень опасный
путь – отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки. |
Задание 2.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое
значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
Запишите номера ответов.
1)
ВЫНЕСТИ. Неся,
удалить откуда-либо, доставить
куда-либо. Вынести мебель.
2)
РАБОТА. Вид деятельности, труда, круг занятий.
Умственная работа.
3) ПЛОД. Сочная съедобная часть некоторых растений. Сладкие плоды.
4) ОПАСНЫЙ. Такой, который
может отрицательно повлиять,
оказать нежелательное воздействие на что-либо. Опасная теория.
5)
ПУТЬ. Направление деятельности, развития кого-либо, чего-либо. По пути прогресса.
ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ
1) ВЫНЕСЛА. Обращаем
внимание: слово входит в словосочетание «вынесла постановление». Значение слова в
данном контексте – «приняв в результате обсуждения какое-либо решение, объявить о нём». Пробуем
подставить синоним «удалить», приведённый в толковании слова («академия
удалила постановление…»); смысл предложения искажается. Таким образом, значение
слова не совпадает с его значением
в тексте.
2) РАБОТА. В тексте слово употребляется в сочетании слов «не рассматривать работы, содержащие описание камней». Значение
слова в данном контексте – «продукт труда, записанные результаты исследования, произведение». Пробуем подставить синоним
«вид деятельности», приведённый в толковании слова («не рассматривать вид деятельности»); смысл
предложения искажается. Т.о.,
значение слова не совпадает с его
значением в тексте.
3) ПЛОД. Слово является
частью выражения «плод фантазии». Его значение в этом выражении
– «результат, итог, порождённый предшествующей деятельностью». Пробуем подставить синоним «съедобная часть», приведённый в толковании слова («съедобная часть фантазии»); смысл
предложения искажается. Таким образом, значение слова не совпадает с его значением
в тексте.
4) ОПАСНЫЙ.
Слово входит в сочетание «очень опасный
путь – отрицать всё…». В данном контексте опасный путь – это путь, который
может привести к нежелательным последствиям. Значение слова в тексте совпадает с приведенным толкованием.
5) ПУТЬ. Слово также входит
в сочетание «очень опасный
путь – отрицать всё…». Слово
«путь»
употребляется в значении «направление деятельности, развития». Значение слова в тексте совпадает с приведённым толкованием.
Ответ: 45
Комментариев нет:
Отправить комментарий