Какие из перечисленных утверждений являются верными?
Укажите номера ответов.
Алгоритм
выполнения задания:
1. Прочитайте текст.
2. Для определения его типа
речи воспользуйтесь приёмом воображаемого «фотографирования»:
·
если можно
«сфотографировать» весь текст одним кадром – это описание;
·
если можно
«сфотографировать» текст последовательным рядом кадров – это повествование;
·
если текст нельзя
«сфотографировать» - это рассуждение.
3. Помните о том, что
·
описание показывает (это то, что мы видим: портрет человека,
пейзаж, интерьер);
·
повествование рассказывает (это цепь событий или действий и
поступков персонажей);
·
рассуждение доказывает и строится по схеме: тезис –
доказательство – итоговый вывод.
1. Определите, к какому типу речи относится предложенный
текст.
Типы речи
|
Основная задача автора
|
Композиционная схема
|
|
Повествование
(что произошло?)
Пришёл, увидел, победил.
|
сообщить о
последовательности действий или событий.
Используются глаголы.
|
Несколько кадров
|
1. Экспозиция
2. Завязка
3. Развитие действия
4. Кульминация
5. Развязка
|
Описание
(какой?)
|
указать признаки предмета,
лица, места, состояния. Используются
прилагательные.
|
1 кадр
|
От общего впечатления к
деталям.
|
Рассуждение (почему?)
|
обосновать то или иное
выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного
явления, события.
|
Говорится о причинах и
следствиях, событиях и явлениях, онаших представлениях оних, оценках,
чувствах. – о том, что нельзя сфотографировать.
|
1. Тезис (мысль, которая
доказывается) →
2. аргументы (доказательства, примеры) →
3. выводы.
|
В
предложениях содержится:
Повествование –
сообщение, рассказ о хронологической последовательности
событий,
который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем
времени.
В нем часто указывается место, время и действующее лицо.
Повествование
– рассказ о событиях, сменяющих друг друга. Для него характерны глаголы
совершенного вида (что сделал?), переход от одного действия к другому, наличие
диалога.
Повествование
обычно построено на глаголах, которые рассказывают о
действии
в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование,
можно
представить как фильм.
Любой
текст-повествование состоит из зачина, кульминации и развязки.
Пример:
Пришёл,
увидел, победил (Цезарь).
Описание —
обычно характеристика человека, места, явления, предмета.
Строится
на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть
представлено
последовательностью действий, но они должны носить
постоянный
характер. Например, это может быть описание природы, в котором
много
глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия
(по
понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете
представить
картину и детали.
Описания
могут быть фактографическими или творческими.
Фактографические
описания распространены в научно-технической
литературе,
справочниках, в инструкциях, руководствах.
Пример:
Отвёртка—
ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания
и
отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов,
на
головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой
металлический
стержень снаконечником и рукояткой (пластмассовой или
деревянной).
Творческие
описания отличаются большей эмоциональностью.
Эмоциональные
описания бывают в художественных произведениях. Это
описания
интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также
описание
их внутренних качеств, их манер, речи и прочего.В таких описаниях
предмет
или явление должно выделяться среди прочего. Часто присутствуют
яркие
сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в
предмете.
Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой
стороны
рассматривается предмет.
Пример:
"Это
был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной
наружности,
с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной
идеи,
всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей
по
лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в
складках
лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный
свет
беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в
складки
шлафрока
Рассуждение
- последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения,
положения,
содержит причинно-следственные связи событий и явлений,
объяснение
причин, доказательство, опровержение, разъяснение,
подтверждение
мыслей.
Часто
создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-
ответной
форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы
и
восклицания.
Рассуждение
– мысли вслух. Характерно наличие вопросительных предложений, вводных слов,
переход от тезиса к доказательствам.
Чаще
всего встречается в научном стиле ( например, теорема- доказательство),
а
также в художественной, философской, психологической прозе.
Рассуждение
может быть развернутым и кратким.
Внимательно
читайте формулировку!
Если
написано, что в предложении 10 представлено повествование, значит, мы
ищем
повествование в чистом виде. Если написано, что предложение 10 содержит
повествование,
то в нем могут содержаться элементы рассуждения или описания.
Примеры:
Описание.
Веселая
собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки
беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки.
Широкая
долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал
резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла
самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Повествование.
Дядь
Саша выругался и полез из кабины. Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был
запасной мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал
Поварёнка. К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было.
Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в
поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом
просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез,
работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Рассуждение.
По
своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже
знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание
сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» —
орал из области зам по оперативной, которому, видно, самолму здорово
досталось.Александру Михайловичу и так всё ясно было его место из-за беглого Кобяка падало в цене
и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с
Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр
Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)
Жебровский
не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её
окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили
вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой
власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это
необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было
никакого. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Повествование с элементами описания:
Слышал,
что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день САшка
вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый,
на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка
был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он
только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую
рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Повествование с элементами описания:
Илья
поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от
охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за
ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа
была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде
не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).
Описание с элементами рассуждения:
Генка
встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело.
Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не
то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным
никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось
часто, ходил довольный. Бывало и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля
вольная»)
кушти
ОтветитьУдалить