Сложное предложение.

Сложное предложение. Типы сложных предложений.
Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой.

Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.
Шторм уже утих, ветер ослаб.
Как аукнется, так и откликнется.
Мороз был страшный, но яблони выжили.



Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов — относительных местоимений и наречий). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное).
Голос ее дрожал: слезы мешали говорить (бессоюзное).

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.
Сложносочинённые предложения — это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.
Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.



Возможные трудности
Добрые советы
Бывает трудно отличить простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, и сложное предложение, особенно если одна из частей сложноподчинённого предложения представляет собой неполное предложение.
Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.
Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.
Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:
Я устал и прилёг отдохнуть.— союз связывает однородные сказуемые;
 Я устал, и мне захотелось отдохнуть.— союз связывает части сложносочинённого предложения.
Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:
 Я опоздала, потому что забыла дома часы.
Я очень торопилась, но всё равно опоздала.
С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.
Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
Многие газы, например водород, легче воздуха.
Кажется, его зовут Иваном.
Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.
Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы — это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:
Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.
Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения.

Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.
В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ. Например:
Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.
Основа первой части: он изучил и занялся.
Основа второй части: что было известно.
Следовательно, в сложном предложении две части.
Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи.
Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой.
Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.
В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) — сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.

Сложноподчинённые предложения — это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, — придаточным.
Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к Ефимкиным (главное).
Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает (придаточное).

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие — при помощи подчинительных союзов, третьи — без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н.В. Гоголь).
(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)


https://videouroki.net/tests/97504076/







Тип придаточного
Особенности придаточного
На какой вопрос отвечает
Средства связи
союзы
союзные слова
определительное
содержит характеристику предмета, раскрывает его признак (относится к существительному в главной части)
какой?
какой именно?
чей?
чтобы, как, словно, как будто
который, какой, что, чей, когда, куда, где и т.д.

местоименно-определительное
относится к местоимению в главной части СПП (то, та, те, каждый, всякий, любой, весь, вся, все) и конкретизирует значение местоимения
кто именно?
что именно?
какой?
как, словно, как будто, что, чтобы
кто, что, какой, каков, чей, который и т.д.

изъяснительное
придаточную часть требуют слова со значением мысли, чувства, речи (глагол, прилагательное, существительное)
вопросы косвенных падежей (что?
о чем? чего?)
что, как, будто, как будто, как бы, словно, чтобы, пока
кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, насколько, почему
образа действия и степени
1) раскрывает способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака в главной части предложения;
2) имеют в главной части  указательные слова (так, столько, таким образом, до того, настолько, до такой степени).
как?
каким образом?
в какой мере или степени?
что, чтобы, как, словно, точно

места
1) содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части;
2) может распространять главную часть или раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и др.
где?
куда?
откуда?

где, куда, откуда
времени
1) указывает на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части;
2) может распространять главную часть  или уточнять обстоятельство времени в главной части
когда?
как долго?
с каких пор?
до каких пор?
когда, пока, как, в то время как, после того как, с тех пор как, едва, лишь

условия
1) содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части;
2) условие может подчеркиваться в главной части сочетанием в том случае
при каком условии?
если, как, как скоро, раз, когда, ли…ли

причины
содержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части
почему?
отчего?
по какой причине?
потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что,  в силу того что, из-за того что, поскольку и т.д.

цели
содержит указание на цель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения
зачем?
с какой целью?
для чего?
чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы

уступки
содержит указание  на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части
несмотря на что?
вопреки чему?
хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что

сравнительное
сравнивает предметы или явления в главной части и придаточном
как?
(на что похоже?)
как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы

следствия
указывает на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения
что из этого следует?
что стало следствием?
так что




Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
& Правило
Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.
[ Мелиховы выехали на покос], (когда уже на лугу была чуть не половина хутора).

(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).

GЛовушка №1!
В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!
 [Скоро пять лет], (как я работаю в институте).

GЛовушка №2!
Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.

Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!


óПомни!
В сложном предложении есть вводные конструкции,  определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!

I.         Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:
с одним придаточным
с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос)
1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие):
Меня упрекают, но не знаю в чем
[   ], но [   ] (в чем).
1) если перед ними стоит отрицание не:
Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь.
[     ] (не чтобы), а (чтобы   )
2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами:
Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.
[   ], а именно (если    ).
2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):
Студент не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор.
[   ] (ни как   ), (ни кто   )
II.      При составных союзах:
благодаря тому что
ввиду того что
вследствие того что
в силу того что
оттого что
потому что
несмотря на то что
вместо того чтобы
для того чтобы
с тем чтобы
в то время как
после того как
перед тем как
с тех пор как
так же как
В начале предложения  - запятой НЕ разделяется

В середине предложения – запятая – ОДИН РАЗ!
(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].
собирался  стать геологом], (потому что геологом был Сергей).
НЕ + составной союз:
пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).
Усилительная частица + составной союз:
[Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что представление было бесплатное).
Вводное слово + составной союз:
[Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).

Алгоритм действий
1. Выделить грамматические основы.
2.  Выделить союз или союзное слово.
3. Определить границы главного и придаточного предложений.
4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая  перед придаточным не ставится.
5. Проставить знаки препинания (желательно, не обращая внимание на ответы).
6. Выбрать вариант ответа.

ÑРазбор задания
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
1)             1, 2
2)             3
3)             2, 4
4)             2

Выделяем грамматические основы предложения.
Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась  и  не вспоминать – это НЕ разные основы, а одно сказуемое.

Основы связаны союзным словом которых.
Определяем границы главного и придаточного предложений:
[Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней] (2) (в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать).
На границе основ поставим запятую:
[Вера старалась и не вспоминать тех страшных дней], (в течение которых ей так много пришлось страдать).
Таким образом, правильный вариант – ответ №4.

? Потренируйся
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) не восстанавливаются (4) в ближайшее время могут исчезнуть с нашей планеты.
1) 1, 4              2) 2              3) 1, 3             4) 3, 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен полутора метрам.
1) 1, 4               2) 2               3) 1, 3            4) 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Легкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой (3) весьма изящна.
1) 1                   2) 2                 3) 3                 4) 2, 3


Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

















Между частями бессоюзного предложения могут использоваться

точка с запятой
            двоеточие
тире
[      ]; [       ]
части далеки по смыслу
Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью.
внутри частей есть запятые
Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь; разгонял их.
[       ]: [причина]
= потому что, так как
Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.
[       ]: [пояснение]
= а именно, то есть
У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают.
[       ]: [дополнение]
= что
Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет.
[       ] - [       ]
противопоставление (сопоставление)
= а, но
Семь раз отмерь – один отрежь.
[Время, условие] - [     ]
= когда…то, если…то
Солнце взошло – начинается день.
[   ] - [вывод, следствие]
= поэтому
Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.
 [   ] - [    ]
      ↔
= быстрая смена событий
На полном бегу набок  салазки – Саша в снегу.
[   ] - [    ]
сравнение
= словно, будто
Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.

Алгоритм действий
1. Выделить грамматические основы.
2. Определить, что разделяет знак препинания: обобщающее слово и однородные члены предложения или части сложного предложения.
3. Если предложение с обобщающим словом, то выяснить позицию обобщающего слова и однородных членов.
4. Если предложение сложное, попытаться определить смысловую связь грамматических основ, вставив подходящий союз на место знака препинания.
5. По союзу  определить вариант ответа.

ÑРазбор задания
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.
1)        Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2)        Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом.
3)    Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
4)        Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой.

Находим грамматическую основу: мороз возвращался и  он был владыка. Двоеточие стоит между частями сложного предложения.

Вариант ответа №1.
Этот вариант отпадает, так как характеризует отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения.

Вариант ответа №2.
Значение причины передается через союз почему. Переделываем предложение:
Ближе к закату крадучись возвращался мороз, потому что по ночам он еще был владыка.
Союз действительно подходит.

Варианты ответа №3 и 4.
Они характеризуют бессоюзное предложение, в котором между грамматическими основами используется тире.

Таким образом, правильный вариант – ответ №2.

? Потренируйся
1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Особым этапом в судьбе Каземира Малевича был 1905 год: пятого августа этого года он подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В 20-21 веках корейские города, выстроенные в гористой местности, уже не следовали китайской схеме: их улицы не были прямыми, а ансамбли дворцов и храмов, дозорных башен и крепостных сооружений вписывались в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.





Сложное предложение с разными типами связи.




(1)    Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.
(2)    И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.
(3)    Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
(4)    Для каждого есть слава, трудись – и она твоя.
(5)    Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится.
(6)    Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце – так всегда бывает, когда увидишь то, о чем думал много лет.
(7)    И все-таки ему было грустно, и он как-то особенно сухо сказал начальнику штаба, что у него убили адъютанта и надо найти нового.

Алгоритм действия
1.                  Выделить основы.
2.                  Исключить все простые предложения.
3.                  Посмотреть, чем связаны основы: союзом, союзным словом, интонацией.
4.                  Определить границы основ.
5.                  Определить вид связи.

ÑРазбор задания

Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.  
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»


Выделяем основы:
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Простым является предложение №3. Исключаем его.
Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы:
(1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец). (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию], а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть], и, (хотя никогда не пил), [нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна]. (5) [Дети, (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый), говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Первое предложение – сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец).
Второе предложение – сложносочиненное с прямой речью.
Четвертое предложение – сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…).
Пятое предложение – сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное – времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное – изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый).

Таким образом, правильный ответ – предложение №5.

? Потренируйся
1. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.
            (1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.

2. Среди предложений 1 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.
             (1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть!  (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху.  (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.

3. Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
               (1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье?  (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

Сложное предложение с разными видами связи.


GЛовушка!
Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается.
[В этот раз я уже сам обрадовался], (когда раздался звонок) И (ко мне ввалился Юрка).
Его легко можно восстановить из контекста:
В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка).
Это предложение соответствует схеме: [     ], (           ) И/ИЛИ (            ).

1.      Запятая на стыке двух союзов
Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:
- когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.


& Правило
,что если… , то
,что когда… , то
,что хотя… , то
,и когда… , то
,и если… , то
,но если… , то
,но так как… , то

стык союзов → то/ так / но →  ,
стык союзов → то/ так / но →  ,
Наташа рассказывала, что когда он был еще молодым хирургом, то делал очень сложную операцию какой-то женщине.
Я утешал себя тем, что, если бы с Катей случилось несчастье, кто-нибудь непременно ответил мне.

Алгоритм действий
1. Выделить грамматические основы.
2.  Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные.
3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос).
4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!).
5. Проставить знаки препинания.

ÑРазбор задания
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.
1) 1, 2, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 3, 4
4) 2, 4

Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.
[Люся была мягко настойчива] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушка рассказала] (как было дело).


 

По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми.

НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому  между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.
Значит,
[Люся была мягко настойчива], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудно),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело).

Правильный – вариант ответа №2.

? Потренируйся
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.
1) 1, 2, 3              2) 2, 3              3) 3                 4) 1, 2

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.
1) 1, 3, 4              2) 1, 2, 3, 4        3) 2, 3              4) 1, 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.
1) 1, 2, 3, 4            2) 1, 2, 4              3) 1, 3              4) 2, 4



Синтаксический разбор предложения.

& Правило.
предложение
количество грамматических основ
Особенности построения
Основные признаки (средства связи, если есть)
1. Простое предложение
одна грамматическая основа
Может быть осложненным и неосложненным, но оно все равно будет считаться простым, например:
- подлежащее + однородные сказуемые;
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
- однородные подлежащие + сказуемое во мн.ч.;
В садах цвели яблони, груши, вишни и сливы.
- грамматическая основа + причастный оборот/деепричастный оборот;
Дорога, мощенная булыжником, поднималась на вал.
Проводив товарищей, Аня долго стояла молча.
- вводные слова, словосочетания и конструкции; вставные конструкции (попутные указания, замечания, выделяющиеся из синтаксической структуры). Они могут иметь грамматическую основу, но не входят (!) в состав предложения.
Как говорят старожилы, зима будет снежная.
Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами.
-
2. Сложно-сочиненное предложение
минимум две грамматические основы
Основы связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Основы равноправны (то есть от одной основы нельзя задать вопрос к другой).
[Ветер дул с суши], и [у берега вода была спокойна].
Союзы: и, но, а, либо, однако, или, не только… но и
3. Сложно-подчиненное
минимум две грамматические основы
Основы связаны друг с другом интонацией и подчинительными союзами. Основы неравноправны (от одной основы можно задать вопрос к другой).
(Когда ветер дул с суши), [у берега вода была спокойна].
Когда вода была спокойна? Когда ветер дул с суши.
Союзы и союзные слова: когда, как, будто (словно), что, чтобы, потому что, так как, если; который, какой, чей, кто и т.д.
4. Бессоюзное предложение
минимум две грамматические основы
Основы связаны друг с другом только интонацией. Графически бессоюзное предложение можно распознать с помощью знаков препинания между основами
(, : - ; )
Ветер дул с суши, у берега вода была спокойна.
-
5. Сложное предложение с сочинительной и подчинитель-ной связью
минимум три грамматические основы
Должны быть признаки пунктов 2, 3, 4


Алгоритм действий.
1.             Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи.
2.             Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное.
3.             Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними.
óПомни! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы!
4.                       Если предложение сложноподчиненное, то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).

ÑРазбор задания.

1.        Какая характеристика соответствует предложению:
Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.
1)        сложное с сочинительной и подчинительной связью
2)        сложноподчиненное
3)        сложное с бессоюзной и подчинительной связью
4)        сложносочиненное
Выделяем грамматические основы и союзы:
Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.
Таким образом, в предложении  2 грамматические основы (видно является вводным словом, поэтому только осложняет первую основу). Варианты 1 и 3 исключатся, так как они предполагают наличие не менее трех основ. Так как в предложении присутствует подчинительный союз что, то это предложение сложноподчиненное (вариант 2).

2.        Какая характеристика соответствует предложению:
Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавить водой.
1.        сложное с сочинительной и подчинительной связью
2.        сложное с бессоюзной и подчинительной связью
3.        сложноподчиненное
4.        сложное с бессоюзной и союзной (сочинительное и подчинительной) связью
Определяем количество грамматических основ и связь между ними:
Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавить водой.
Три основы (правда – вводное слово) связаны только подчинительной связью (союз когда и союзное слово  которые).
Вариант ответа – 3.

3.        Какая характеристика соответствует предложению:
Интересно, что за год до экспериментального открытия позитрона его существование было теоретически предсказано  английским физиком Полем Дираком (существование именно такой частицы следовало из выведенного им уравнения).
1.        сложноподчиненное
2.        сложное с бессоюзной и подчинительной связью
3.        сложносочиненное
4.        сложное со всеми видами связи.
Сложность этого задания заключается в том, что в скобках дана вставная конструкция. Конечно, на первый взгляд, она содержит грамматическую основу, но вставная конструкции не является членом предложения. В предложении основами являются интересно и  существование было предсказано. Варианты 2 и 4 исключатся, так как они подразумевают наличие не менее трех грамматических основ. В предложении присутствует союз что, который указывает на подчинительную связь.
Таким образом, правильным является Вариант 1.






Комментариев нет:

Отправить комментарий