Морфемика и словообразование

Основа слова и окончание.
Во всех склоняемых и спрягаемых словах русского языка можно выделить две части — основу и окончание.
Основой называется часть слова, которая не изменяется в нем при склонении и спряжении.

Окончанием называется часть слова, которая при склонении и спряжении изменяется.
Основа слова содержит его лексическое значение. Окончание слова служит для связи с другими словами в предложении и содержит грамматическое значение слова (т.е. окончание подскажет, к какой части речи слово принадлежит, какого оно рода, в каком числе и падеже стоит, какое грамматическое лицо выражает, в каком времени стоит).

Например, в предложении Сяпает Калуша по напушке (по Л.С. Петрушевской) окончания слов подскажут нам их грамматические значения:
сяпа-ет (глагол, стоит в наст. вр., в ед. ч., в 3 л.),
калуш-а (сущ. ж. р., стоит в и. п., ед. ч.),
по напушк-е (сущ. ж. р., стоит в дательном п., ед. ч.).
При этом лексические значения этих слов останутся для читателя неясными, поскольку он не встретит в них ни одной знакомой основы.

Подробнее об окончании слова
В склоняемых и спрягаемых словах окончание может быть нулевым. Нулевое окончание не имеет звукового выражения, но сохраняет грамматическое значение слова.
Пять заданий- — нулевое окончание указывает, что перед нами сущ. мн. ч., в р. п.
Ветер свеж- — нулевое окончание указывает, что перед нами крат. прил. в м. р., в ед. ч.
Нулевое окончание выделяют:
— у существительных в форме м. р., и. п., ед. ч.:
— у некоторых существительных в форме р. п., мн. ч.:
— у кратких прилагательных в форме м. р., ед. ч.:
— у глаголов повелительного наклонения в форме 2 л., ед. ч.:
— у глаголов прошедшего времени в форме м. р., ед. ч.:
— у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий в форме м. р., ед.ч., и. п.:

Не все русские слова имеют окончания. В неизменяемых словах окончания нет:
(глядел) пристально — у наречий окончаний нет, слово состоит только из основы;
(сделал) по-своему — у наречий окончаний нет, слово состоит только из основы;
(справа от) шоссе — у несклоняемых существительных окончаний нет, слово состоит только из основы;
(размыло) вследствие (дождей) — предлоги не изменяются, поэтому в слове вследствие нет окончания, оно состоит из одной основы;
размахивая (руками) — у деепричастий окончаний нет.

Подробнее об основе слова
Основа слова может делиться на части. Обязательной частью основы любого слова является корень. Помимо корня, в основу могут входить приставки и суффиксы.
Плеч-о — в этом слове основа состоит только из корня -плеч-.
Плечик-о — в этом слове основа состоит из корня -плеч- и суффикса -ик-.
Заплечн-ый — в этом слове основа состоит из корня -плеч-, приставки за- и суффикса -н-.
Основа может включать в себя несколько приставок и несколько суффиксов.
Неподсудн-ый — в этом слове основа включает в себя две приставки : не- и под-.
Пленниц-а — в этом слове основа включает в себя два суффикса: -н- и -иц-.
Основа может включать в себя несколько корней.
Ветрозащитн-ый (костюм) — в этом слове основа содержит два корня: -ветр- и -защит-.
Ивангород — в этом слове основа содержит два корня: -иван- и -город-.
В основу сложных слов могут входить соединительные гласные -о-, -е-, -и-.
Медно-красный — в этом слове основа содержит соединительную гласную -о-.
Пуленепробиваемый — в этом слове основа содержит соединительную гласную -е-.
Десятитонный — в этом слове основа содержит соединительную гласную -и-.
Части основы: корень, приставка, суффикс, соединительные гласные
Обязательной частью основы любого слова является корень. Помимо корня, в основу могут входить приставки и суффиксы. Части основы сложного слова могут быть соединены соединительными гласными.

Корень — это главная значимая часть основы, в нем заключено общее лексическое значение всех слов с этим же корнем (однокоренных, или родственных). Чтобы найти корень слова, надо подобрать к этому слову родственные слова.
Искатель, искать, поиск, искание — корень -иск-.
Сладкий, услада, сладость — корень -слад-.
В русском языке один и тот же корень в разных родственных словах может сильно менять свой облик, не меняя, однако, своего значения.
Сравните родственные слова: прибивать, бьющий, набойка. Во всех этих словах один и тот же корень, который выглядит в одном случае как -би-, в другом как -б[й']-, в третьем как -бой-. При этом значение корня, связанное с идеей резкого сильного движения, сохраняется во всех приведенных словах.
В русском языке нередки случаи, когда разные корни совпадают в звучании, при этом различаясь по значению. Слова с такими корнями нельзя считать родственными.
В перечне слов водить, водичка, вывод, подводник, проводник, водный  одни слова содержат корень -вод-, связанный с понятием вести, другие — корень -вод-, связанный с понятием вода.
Слова в русском языке могут иметь несколько корней. Такие слова называются сложными.
Вечнозеленое (растение) — в этом слове два корня: -веч- и -зелен-.
Диван-кровать — в этом слове два корня: -диван- и -кровать-.

Приставки (префиксы) и суффиксы — значимые части основы. Префикс — часть слова, которая стоит перед корнем, суффикс — часть слова, которая находится после корня. Префиксы и суффиксы имеют значения, которые дополняют значение корня в основе и окончательно формируют лексическое значение слова. Префиксы и суффиксы служат для образования новых слов
Сопоставим родственные слова бежать, при-бежать и от-бежать. Они имеют разные лексические значения, хотя все связаны с одним и тем же значением бега — быстрого движения пешком. Приставка при- добавляет к содержанию корня -беж- дополнительное значение законченности и полноты действия. Приставка от- — значение удаления от точки отсчета.
Сопоставим родственные слова рука, руч-ищ-а и руч-онк-а. Они имеют разное лексическое значение, хотя все связаны с одним и тем же значением корня — верхняя конечность человека. Суффикс -ищ- добавляет к содержанию корня -ру(к/ч)- дополнительное значение большого размера и внушительного внешнего вида предмета. Суффикс -онк- — значение маленького размера и соответственного внешнего вида.
Слово может иметь одновременно несколько приставок и суффиксов.
Без-у-держный — в этом слове две приставки.
Рассе-я-нн-ость — в этом слове три суффикса.
Обычно суффиксы в склоняемых и спрягаемых словах стоят перед окончанием. Только постфикс -ся (-сь) в глаголах и причастиях не перед окончанием, а после него.
Раду-ешь-ся.
Радовал-а-сь.
Задумавш-ий-ся.
Части сложных слов могут быть соединены соединительными гласными (интерфиксами) -о-, -е-, -и-. Эти гласные входят в основу сложного слова.
Высок-о-рослый.
Кар-е-глазый.
Сем-и-балльный.

Чередования звуков и беглые гласные в основе слова
При склонении и спряжении слов в их основах могут происходить чередования звуков и появляться беглые гласные.
Чередованием называется замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Гласные звуки при этом чередуются с гласными, согласные — с согласными. В русском языке чередования звуков в основе слова — очень распространенное явление. Ниже приводятся примеры типичных чередований в основе.
Чередующиеся звуки Примеры чередования
г // ж // з Подруга — дружить — друзья
к // ч // ц Кликать — клич — восклицать
д // ж // жд Ходоки — хожу — хождение
т // ч // щ Светить — свеча — освещать
ск // ст // щ Блеск — блестеть — блещет
х // ш Воздух — воздушный
з // ж Завязки — завяжу
с // ш Написание — напишу
б // бл Любовь — люблю
п // пл Топка — топлю
м // мл Дрема — дремлю
в // вл Ловить — ловлю
ф // фл Графа — разграфлю
о // а Настой — настаивать
е // а Лезть — лазить

Беглыми гласными называются гласные  О и Е, которые могут появляться в какой-либо части слова и выпадать из неё (можно сказать, что эти гласные чередуются с нулём звука).
Беглые гласные могут появляться во всех частях основы: в корне, в суффиксе, в префиксе.
Угол — (в) угл-у. (В корне появляется и выпадает беглая гласная О.)
Пень — (на) пн-е. (В корне появляется и выпадает беглая гласная Е.)
Со-гнать — с-гонять. (В приставке появляется и выпадает беглая гласная О.)
Гуд-ок — гуд-к-а. (В суффиксе появляется и выпадает беглая гласная О.)
Молод-ец — молод-ц-а. (В суффиксе появляется и выпадает беглая гласная Е.)
Войти — входить. (В приставке появляется и выпадает беглая гласная О.)

Опрeделение сoстава слова.
1. Чтобы правильно определять состав слова, необходимо выяснить, от какого именно слова и с помощью чего произошло данное слово.
Прежде всего такой анализ необходим для того, чтобы правильно определить состав суффиксов. Обратимся к примерам.

Задание: определите состав слов физический и сферический.
Образец рассуждения: в прилагательном физический легко выделить окончание -ий. Слово образовано от существительного физика с помощью суффикса -еск- (вариант суффикса -ск-). Корень в этом слове -физик- (нельзя считать здесь корнем -физ- на основании слов типа физкультура: в таких словах мы имеем дело с сокращенным корнем). Следовательно, слово физический состоит из корня -физич-, суффикса -еск- и окончания -ий. Казалось бы, подобный же состав должен быть у слова сферический, но это не так. В прилагательном сферический легко выделить окончание -ий. Оно образовано от существительного сфера с помощью суффикса -ическ-. Корень в этом слове -сфер-. Итак, слово сферический состоит из корня -сфер-, суффикса -ическ- и окончания -ий.

Задание: одинаковы ли суффиксы в словах пение и значение?
Образец рассуждения: на первый взгляд, оба слова имеют одинаковый состав. Однако это не так. Существительное пение образовано от глагола пе-ть с помощью суффикса -ни(й)-. Такой путь словообразования очень распространен в русском языке (ср.: зна-ть — зна-ни(й)-е, дерза-ть — дерза-ни(й)-е). Существительное же значение образовано от глагола знач-и-ть с помощью суффикса -ени- при усечении глагольного суффикса -и- (знач-ени-е). Следовательно, в этих словах суффиксы разные.
Такой же анализ необходим, чтобы не спутать суффиксы и окончания.

Задание: определите состав слов мышиный и собачий.
Образец рассуждения: перед нами два прилагательных. На первый взгляд, они имеют схожий состав. Однако это не так. Прилагательное мышиный образовано от существительного мышь с помощью суффикса -ин-. В этом слове окончание -ый. Прилагательное же собачий образовано от слова собака с помощью суффикса -ий (особого суффикса притяжательных прилагательных). Это слово имеет нулевое окончание (ср.: собачий- , собач-[й’]-его, собач-[й’]-ему).

2. Чтобы правильно определять состав того или другого слова, кроме знаний из области словообразования, необходимо иметь знания по морфологии. Прежде всего необходимо определить, какой частью речи является слово, и выяснить, будет ли оно изменяемым (склоняемым, спрягаемым), или нет. Уже на этом этапе ошибка может привести к неправильному результату разбора. Обратимся к примерам.

Задание: определите состав слова ясно в предложении Дело было ясно всем.
Образец рассуждения: определяем часть речи — перед нами не наречие, а краткое прилагательное (дело ясно, вопрос ясен, цель ясна). Следовательно, в этом слове нет наречного суффикса -о, зато есть окончание среднего рода единственного числа -о. Итак, краткое прилагательное ясно состоит из корня -ясн- и окончания -о.

Задание: определите состав слова по-старому.
Образец рассуждения: определяем часть речи — это наречие. Следовательно, во-первых, у этого слова нет окончания (наречия — неизменяемые слова), а во-вторых, по- здесь является приставкой, а не предлогом. Таким образом, наречие по-старому состоит из приставки по-, корня -стар- и суффикса -ому.

Задание: определите состав слова выбегая.
Образец рассуждения: определяем часть речи — это деепричастие. Следовательно, у этого слова нет окончания (деепричастия — неизменяемые слова), зато есть специальный деепричастный суффикс -я-. Кроме того, поскольку деепричастия образуются от глагольных основ, в этом слове должен присутствовать и глагольный суффикс (в данном случае суффикс -а-). Корень в слове можно определить, подбирая однокоренные слова. В данном случае в слове корень -бег- (ср.: вы-бегать, у-бегать, за-бег и т. д.). Итак, слово выбегая состоит из приставки вы-, корня -бег-, глагольного суффикса -а- и деепричастного суффикса -я-.

Задание: определите состав слова сильнее в предложении Он сильнее меня.
Образец рассуждения: определяем часть речи — перед нами прилагательное в форме простой сравнительной степени. Известно, что такие прилагательные не изменяются и не имеют окончаний (он сильнее, они сильнее, она сильнее). Зато у них есть специальные суффиксы сравнительной степени (в данном случае суффикс -ее-). Корень в этом слове -силь-, к нему присоединен суффикс прилагательного -н-. Итак, прилагательное в сравнительной степени сильнее состоит из корня -силь-, суффикса прилагательного -н- и суффикса сравнительной степени -ее.
С особым вниманием следует отнестись к анализу глаголов. Состав глагола может быть достаточно сложен. Обратимся к примерам.

Задание: определите состав слова закричал.
Образец рассуждения: определяем часть речи — это глагол, стоящий в прошедшем времени. Глаголы изменяются, следовательно, у них должны быть окончания (в данном случае окончание будет нулевым — ср.: закричал-а, закричал-и). Глаголы в прошедшем времени имеют специальный суффикс прошедшего времени -л-. Перед этим суффиксом обычно располагается глагольный суффикс (в данном случае суффикс -а-). В этом слове легко определить приставку и корень (соответственно за- и -крич-). Итак, глагол в прошедшем времени закричал состоит из приставки за-, корня -крич-, глагольного суффикса -а-, суффикса прошедшего времени -л- и нулевого окончания.

Задание: определите состав слова подойдите.
Образец рассуждения: определяем часть речи — это глагол, стоящий в повелительном наклонении. В повелительном наклонении глаголы имеют особый суффикс -и-, после которого во множественном числе идет окончание -те. В нашем слове корнем будет -йд- (ср.: ото-йдите, за-йдите), а приставкой -подо- (это вариант приставки под- с появившейся беглой гласной -о-). Итак, глагол в повелительном наклонении подойдите состоит из приставки подо-, корня -йд-, суффикса повелительного наклонения -и- и окончания -те.
Свои сложности возникают при определении состава причастий и деепричастий. В их состав входят глагольные основы и специальные суффиксы причастий и деепричастий.

Задание: определите состав слова испугавшийся.
Образец рассуждения: определяем часть речи — причастие. Перед нами действительное причастие прошедшего времени. Причастия — склоняемые слова, они имеют окончания (в данном случае окончание -ий). Легко также определить особый суффикс -ся, стоящий после окончаний глаголов и причастий. В слове испугавшийся налицо специальный суффикс действительных причастий прошедшего времени -вш-. Перед ним стоит глагольный суффикс -а- (от глагола испуг-а-ться). В слове легко выделить корень и приставку (-пуг- и ис-). Итак, действительное причастие прошедшего времени испугавшийся состоит из приставки ис-, корня -пуг-, глагольного суффикса -а-, суффикса действительных причастий прошедшего времени -вш-, окончания -ий и особого суффикса -ся.

Задание: определите состав слова закрученный (болт).
Образец рассуждения: определяем часть речи — это причастие. Перед нами страдательное причастие прошедшего времени. Причастия — склоняемые слова, они имеют окончания (в данном случае окончание -ый). В слове закрученный налицо специальный суффикс страдательных причастий прошедшего времени ( в данном случае -енн-). Следует обратить внимание, что страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов, оканчивающихся на -ить, не сохраняют глагольного суффикса -и-. В слове легко выделить корень и приставку (-круч- и за-). Итак, страдательное причастие прошедшего времени закрученный состоит из приставки за-, корня -круч-, суффикса страдательных причастий прошедшего времени -енн- и окончания -ый.

Задание: определите состав слова пытаясь.
Образец рассуждения: определяем часть речи — это деепричастие несовершенного вида. Деепричастия не изменяются, поэтому у них нет окончаний. Деепричастия несовершенного вида имеют особый суффикс -я-. В слове пытаясь после этого суффикса идет суффикс -сь (вариант суффикса -ся). В деепричастиях сохраняется глагольный суффикс (в данном случае -а-). Легко определить корень -пыт-. Итак, деепричастие несовершенного вида пытаясь состоит из корня -пыт-, глагольного суффикса -а-, суффикса деепричастий несовершенного вида -я- и суффикса -сь.


Морфологический анализ слова
ü Слова в предложении стоят в определенной форме, а часть речи легче определить по начальной форме (для имен и причастий – это мужской род, единственное число, для глагола – инфинитив).
ü Следует помнить вопросы, на которые отвечают различные части речи, и значение, свойственное этому классу слов.
ü Многие суффиксы помогут вам определить часть речи.


имя существительное
местоимение
имя числительное
имя прилагательное
наречие
обозначает
предмет
указывает на предмет, признак и количество, но не называет их
число и порядок при счете
признак предмета
признак предмета, действия или признака
вопрос, на который отвечает
кто? что?











кто? что? какой? чей? сколько? который?
сколько? который? какой по счету?
какой? чей? каков?
в зависимости от разряда
основные разряды, группы
собственное
(ФИО, названия)
нарицательное
(общее наименование)
Разряды:
1) личные
(я-ты, мы-вы, он-она-оно-они)
2) возвратное (себя)
3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их)
4) указательные (тот, этот, такой, таков, столько)
5) определительные (весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой)
6) вопросительные (кто? что? какой? каков? чей? сколько? который?)
7) относительные (вопросительные, но  для связи основ в сложном предложении)
8) отрицательные (НЕ-/НИ + вопросит.)
9) неопределенные (НЕ/-КОЕ + вопросит.; вопросит. + -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ)
Разряды:
1) количественные (сколько?):
дробное
две вторых, полтора
це-лое
пять, сто, сорок во-семь
собирательное
двое, трое, пятеро
Разряды:
- притяжательные (чей?);
- относительные (какой?);
- качественные (какой?), сочетаются с наречием очень)
Разряды:
1) образа действия (как? каким образом?)
2) времени (когда? с каких пор? как долго?)
3) места (где? куда? откуда?)
4) причины (почему?)
5) цели (зачем?)
6) меры и степени (насколько? в какой мере? во сколько?)
7) вопроси-тельные (слова-вопросы как? где? куда? откуда? зачем? почему? когда?)
8) отрица-тельные (НЕ-/НИ- + вопросит.)
9) неопределенные (КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ + вопросит.)
10) указательные (здесь, так туда,  там, тут, оттуда, тогда)
одушевлен-ное
кто? (В.п.=Р.п.)
неодушевлен.
что? (В.п.≠Р.п.)
Для качественных прилагательных:
- полная форма (какой);
- краткая форма (каков?)
Степени сравнения (суффиксы:
1 склон.
муж. и жен. род, оконча-ние –а/-я или нулевое
2 склон.
муж. и ср. род,
оконча-ние –о/-е, нуле-вое
3 склон.
жен. род,
оконча-ние нулевое
2) порядковые (какой? который?)
простое
(одно слово)
четыре, двенадцать
составное
(несколько слов)
тридцать шесть,
три восьмых

прос-тая
состав-ная
сравни-тельная (суффик-сы)
-ее,
-ей,
-е,
-ше
более, менее + прилаг.
превос-ходная
айш,
ейш
самый + прил.;
ср. степ. + всего (всех)
общие признаки
1) род
- мужской: он, какой? который? чей? каков?
- женский: она, какая? которая? чья? какова?
- средний: оно, какое?, которое? чье? каково?
2) число
- единственное;
- множественное.
3) падеж
И.п. кто? что?
Р.п.  кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? о чем?

не изменяется
С какой часть речи можно спутать

С существитель-ным, прилагательным, числительным.
Запомнить! Местоимения не называют, а лишь указывают.
Определительные местоимения следует лишь запомнить.





С прилагательным или местоимением.
Запомнить! Имя числительное указывает на точное количество
У прилагательного и наречия одинаковы степени сравнения,  краткую форму прилагательного можно спутать с наречием,
НО: наречия отвечают на вопрос как?

Глагол и глагольные формы.


глагол
причастие
деепричастие
значение
действие предмета
признак предмета по действию
добавочное действие
вопрос
что  делать? что сделать?
какой?
что делающий?
что сделавший?
что делаемый?
что сделанный?
что делая?
что сделав?
одинаковые признаки
1) вид:
- совершенный (что сделать?)
- несовершенный (что делать?)
2) переходность:
- переходные (после глагола, причастия, деепричастия можно задать вопросы кого? или что? без предлога)
- непереходные (нельзя задать такого вопроса)
3) возвратность:
- возвратные (-ся, -сь)
- невозвратные (нет этого постфикса)
4) спряжение:
- I спряжение (если окончание в наст. или буд. времени ударное – то в окончании прослеживается буквы –Е или –У/Ю, если безударное – то  инфинитив не на –ИТЬ)
- II спряжение (если окончание в наст. или буд. времени ударное – то в окончании прослеживается буквы –И или –А/Я, если безударное – то  инфинитив на –ИТЬ)
5) время:
- будущее (только у глаголов)
- настоящее
- прошедшее
6) число:
- единственное
- множественное

отличительные признаки
Наклонение:
- изъявительное
- повелительное (суффикс –И-)
- сослагательное или условное (глагол + БЫ)
1) склоняется по падежам и родам
2) может иметь  полную (какой?)  и краткую форму (что сделан?)
неизменяемая часть речи
особенности


действительное
страдательное
совершенный вид:
-в, -вши(сь),
-а/-я,
несовершенный:
-а/-я
настоящее
-ущ-/-ющ-
-ащ-/-ящ-
-ем-/-ом-/-им-
прошедшее
-вш-/-ш-
-енн-/-нн-/-т-
с какой частью речи можно спутать
Прошедшее время глагола, краткое страдательное и деепричастие часто очень похожи, так как все эти части речи выражают прежде всего действие. Отличать их необходимо по суффиксам и вопросам.
Полное причастие внешне похоже на отглагольное прилагательное. Запомнить! Причастие всегда образуется с помощью стандартных суффиксов, которые прилагательному не присущи.

Служебные части речи и междометие.


предлог
союз
частица
междометие
функция
1) невозможно задать вопрос;
2) связывает слова в предложении, указывает на падежные формы имен
1) невозможно задать вопрос;
2) связывает однородные члены предложения и грамматические основы
1) невозможно задать вопрос;
2) образует формы слов, выражает отрицание, смысловые оттенки, чувства, логические выделяет среди других слов
1) невозможно задать вопрос;
2) выражает эмоции и чувства человека
разряды
1) по происхождению:
- непроизводные (в, на, под, у, к, с, над, от, по, до)
- производные, т.е. образованные от других частей речи (в течение, в продолжение, напротив, около, благодаря, вокруг, согласно и др.)
2) по составу:
- простые (из одного слова);
- составные (из нескольких слов)
1) сочинительные:
- соединительные (и, да, ни-ни, и-и, не только - но и, как – так и, тоже, также)
- противительные (а, но, да(=но), зато, однако)
- разделительные (или, либо, то-то, не то – не то, или – или).
2) подчинительные:
- временные (когда, пока, едва, лишь, только лишь)
- причинные (потому что, так как, оттого что, ибо)
- целевые (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы)
- условные (если, раз, когда (=если))
- уступки (хотя, несмотря на то что, пускай)
- сравнительные (как, как будто, словно, точно)
- следствия (так что)
- изъяснительные (что, чтобы, будто)
1) формообразующие (бы, да, пусть, пускай, давай, более, менее, самый)
2) отрицательные (не, ни)
3) модальные (ли, разве, неужели, вот, вон, именно, как раз, только, лишь, исключительно, почти, что за, как, даже, ведь и др.)
1) непроизводные (ах! ой! увы! фу! о!)
2) производные (батюшки! брось! вот еще! вот тебе на! и т.д.)

ÑРазбор задания.

Укажите верную характеристику слова НЕСКОЛЬКО в предложении: Человек, написавший на листе бумаги несколько фраз, отражающих его впечатления и раздумья, скорее всего, не думал ни о каких жанрах.
1)        краткое прилагательное
2)        наречие
3)        краткое причастие
4)        местоимение

Рассуждение: Читаем предложение и задаем вопрос к данному слову: фраз сколько? несколько. На вопрос сколько? могут отвечать только две части речи: числительное, местоимение. В вариантах присутствует только местоимение, поэтому именно вариант 4 является верным.
При рассуждении можно пойти другим путем, действуя методом исключения. Например, краткое прилагательное отвечает только на вопрос каков?, у причастий есть специфические суффиксы. Оба эти варианта не подходят. Слово несколько указывает на некоторое количество, именно указывает, но не называет, поэтому при  колебании между вариантами наречие и местоимение, следует выбрать последний.

Укажите верную характеристику слова СВЯЗАН в предложении: Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией, а человек всегда находится в непредвиденной ситуации.
1)        наречие
2)        краткое прилагательное
3)        краткое причастие
4)        деепричастие

Рассуждение:  Слово связан отвечает на вопрос что сделан?, кроме того, в его состав есть суффикс –н-, что указывает на отличительные признаки краткого страдательного причастия. Правильный  вариант 3.

Суффиксы. Приставки. Виды, примеры, правописание.

Возможные трудности
Добрые советы
Можно совершить ошибку, выделяя требуемую часть слова, например: мячик, огурчик (Суффикс -чик- или -ик-?). Сначала выясните, от какого однокоренного слова образовано данное слово, затем определите, с помощью какого суффикса (приставки) оно образовано, например: мяч + -ик- → мячик.
При этом необходимо учитывать возможные чередования в корне и наличие беглых гласных, например: огурец + -ик- → огурчик (чередование ц//ч, беглая гласная е).
Бывает сложно определить значение приставки или суффикса, например: пришить (Каково значение приставки при-?). Установите, от какого однокоренного слова образовано данное слово, затем постарайтесь определить, что изменилось в значении производного слова по сравнению с исходным, например: шить + при- → пришить (присоединение).
Можно спутать слова с нулевым окончанием и слова, в которых окончания нет, например: делал – делая. Обратите внимание на часть речи, к которой относится данное слово, и на то, является ли оно при этом изменяемым. Запомните, что у неизменяемых слов: наречий, слов категории состояния, деепричастий, несклоняемых существительных, непроизводных и производных предлогов, союзов, частиц, междометий, – а также у прилагательных в форме сравнительной степени окончаний нет, например: пусто, кофе, вследствие, зато, именно, ах, светлее, делая – нет окончания; делал – окончание нулевое.
Можно совершить ошибку в определении состава слова, особенно когда перед вами причастие или деепричастие, потому что в них нередко встречаются два суффикса, например: испугавший, сказанный, закрученный, застилая, задумав. В действительном причастии прошедшего времени обычно присутствуют два суффикса. В слове испугавший после корня находится глагольный суффикс -а- (от глагола испуг-а-ть). За ним следует суффикс действительных причастий прошедшего времени -вш-.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -енн-, -нн- и    -т-.
Если страдательное причастие прошедшего времени образовано с помощью суффикса -нн-, неопределенная форма которого оканчивается на -АТЬ\ -ЯТЬ, в причастии выделяется два суффикса. Например, в слове сказанный после корня находится глагольный суффикс -а- (от глагола сказ-а-ть), а за ним следует суффикс страдательных причастий прошедшего времени -нн-.
В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных с помошью суффикса -т- тоже присутствуют два суффикса: суффикс основы глагола и -т- (например: раскол-о-т-ый).
В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от остальных глаголов с помощью суффикса -енн, обычно присутствует один суффикс. Например, в слове закруч-енн-ый после корня следует суффикс страдательных причастий прошедшего времени -енн-.
В деепричастиях может быть как один, так и два суффикса. Например, в слове застилая после корня находится глагольный суффикс -а-, за ним располагается суффикс деепричастия -я-. В слове задумав после корня находится глагольный суффикс -а-, за ним располагается суффикс деепричастия -в-.
В деепричастиях любя, глядя, крича, будучи, ненавидя, волоча, держа,  прочтя, испёкши и др. присутствует только один суффикс.



Основные способы словообразования
Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:
üот какого слова образовано данное слово?
üкаким способом образовано данное слово?

Выделяют следующие способы образования:
1)   просительницапроситель     (суффиксальный способ, с помощью суффикса –ниц-);
2)   перечитатьчитать (приставочный способ, с помощью приставки пере-);
3)   подоконникаокно (приставочно-суффиксальный способ, с помощью приставки под- и суффикса –ник-);
4)   взрыв    взрывать (одинаковая общая часть, способ образования – бессуффиксный);
5)   пятиэтажныйпять     этажей  (сложение двух корней).

& Правило №1.
Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).

GЛовушка!
перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка!  –ть и –л- - формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова.
Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).

& Правило №2.
Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.

GЛовушка!
вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!
Правильно: вход  входить (бессуффиксный способ).

óПомни!
При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных:
- е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу);
Ошибка: вишенныйвишня (суффиксальный способ, суффикс –енн).
Правильно: вишенныйвишня (суффиксальный способ, суффикс –н).
- шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу);
- б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).

При подборе однокоренного слова помни следующее:
часть речи
от какой части речи может быть образовано
каким способом
существительное
существительное
приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный
прилагательное
суффиксальный, бессуффиксный
глагол
прилагательное
существительное
суффиксальный, приставочно-суффиксальный
прилагательное
приставочный
глагол
суффиксальный
глагол
глагол
приставочный, суффиксальный
существительное
суффиксальный,
приставочно-суффиксальный
прилагательное
наречие
существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение
суффиксальный,
приставочно-суффиксальный
причастие
суффиксальный
причастие, деепричастие
только глагол
только суффиксальный

Способы словообразования:
1)             Прежде всего необходимо исключить способ перехода из одной части речи в другую.
Переход – это неморфологический способ словообразования, заключающийся в изменении морфологических признаков слова. Внешне это проявляется сохранение всех морфем и окончания, свойственных исходной части речи, но изменением вопроса, задаваемого  к этому слову.
В прошлое (какое?) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что?) прошлое.
В первом случае к слову прошлое задается вопрос  какое?, т.е. вопрос прилагательного, а во втором что?  - вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.

2) Приставочный способ. 
óПомни! Приставка не меняет часть речи!
Распространенные модели:
раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра + существительное/прилагательное = существительное/ прилагательное.
анти, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное /прилагательное.
приставка + любой бесприставочный глагол = глагол.

3) Суффиксальный способ (чаще образовывает новую часть речи)
от какой части речи
суффикс
что может быть образовано
существительное
щик, чик, ник, ец
существительное
существительное
н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив
прилагательное
существительное, прилагательное
а, ну, и, е, нича, ирова, изирова
глагол
глагол
ова, ева, ива, ыва, ва
глагол
прилагательное, причастие
о, е
наречие

4) Приставочно-суффиксальный способ.
от какой части речи
морфема
что может быть образовано
прилагательное, местоимение
по-…-ому, -ему, -ски, -цки, -ьи
наречие
существительное
при, под, над, за, на, меж, со…(й)е [заканчивается на -ье, -ие, -ица]
существительное

5) Сложение
При сложении обычно в слове выделяются два корня, части корней, слова в определенном падеже или слово является аббревиатурой (МГУ, ЕГЭ).

Алгоритм действий
1)             Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс
(-ть, -чь или –ти у глаголов).
2)             Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
3)             Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
4)             Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

ÑРазбор задания
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь!

Рассуждаем. Если необходимо найти слово, образованное с помощью приставки и суффикса, то они обязательно должны присутствовать в слове, которое нужно выписать. Попробуем найти эти слова. Их оказалось не так уж и много: сначала, несуразности, непонятно. Теперь к этим словам подберем ближайшего однокоренного «родственника».
Сначаланачало (отличаются и приставкой, и суффиксом, т.е. приставочно-суффиксальный способ),
Несуразностьнесуразный (образовано с помощью суффикса –ость, способ образования – суффиксальный),
Непонятнопонятно (отличаются только приставкой, значит, это приставочный  способ).

Таким образом, правильный ответ – слово сначала.

? Потренируйся.
1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Зато в «виртуале» может предстать принцем на белом коне.

3. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.


Возможные трудности
Добрые советы
Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв. Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому ←  кому.
Чаще всего, как в данном случае, в производящей основе меньше морфем, чем в производной.
Однако иногда бывает наоборот: новое слово образуется путём усечения суффикса и сокращения основы, например:
перерыв  ←  перерывать.
Затем нужно сопоставить состав разбираемого и ближайшего родственного слова и установить способ словообразования.
Так, например, слово никому образовано приставочным способом, а слово перерыв – бессуффиксным способом.
Образование слова иногда сопровождается чередованием, которое может вызвать сомнения в том, от какой основы и каким способом образовано данное слово, например: россыпь ← рассыпать  (бессуффиксный).
Самая распространённая ошибка при определении способа словообразования — неверный подбор слова с производящей основой в словообразовательном звене, в результате которого неправильно определяют и способ словообразования, например:
 переход ← ход (приставочный способ).
По лексическому значению слово переход ближе к глаголу переходить, чем к существительному ход, поэтому словом с производящей основой в данном случае является глагол переходить, от которого слово переход образовано бессуффиксным способом:
переход ←переходить (бессуффиксный способ словообразования). 
Производные и иноязычные по происхождению приставки можно спутать с корнем и вследствие этого ошибочно определить способ словообразования как сложение, например:
сверхновый, постиндустриальный.
Запомните наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корнем:
меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Комментариев нет:

Отправить комментарий