Задание 23.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Алгоритм выполнения задания:
1. Прочитайте текст.
2. Для определения его типа речи воспользуйтесь приёмом воображаемого «фотографирования»:
·         если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром – это описание;
·         если можно «сфотографировать» текст последовательным рядом кадров – это повествование;
·         если текст нельзя «сфотографировать» - это рассуждение.
3. Помните о том, что
·         описание показывает (это то, что мы видим: портрет человека, пейзаж, интерьер);
·         повествование рассказывает (это цепь событий или действий и поступков персонажей);
·         рассуждение доказывает и строится по схеме: тезис – доказательство – итоговый вывод.
1.      Определите, к какому типу речи относится предложенный текст.
Типы речи
Основная задача автора
Композиционная схема
Повествование
(что произошло?)
Пришёл, увидел, победил.

сообщить о последовательности действий или событий.
Используются  глаголы.
Несколько кадров
1.      Экспозиция
2.      Завязка
3.      Развитие действия
4.      Кульминация
5.   Развязка
Описание
(какой?)
указать признаки предмета, лица, места, состояния.  Используются прилагательные.
1 кадр

От общего впечатления к деталям.
Рассуждение (почему?)
обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.       

Говорится о причинах и следствиях, событиях и явлениях, онаших представлениях оних, оценках, чувствах. – о том, что нельзя сфотографировать.
1. Тезис (мысль, которая доказывается) →
2. аргументы  (доказательства, примеры) →
3. выводы.




В предложениях содержится:


Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности
событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем
времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо.

Повествование – рассказ о событиях, сменяющих друг друга. Для него характерны глаголы совершенного вида (что сделал?), переход от одного действия к другому, наличие диалога.

Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о
действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование,
можно представить как фильм.
Любой текст-повествование состоит из зачина, кульминации и развязки.

Пример:
Пришёл, увидел, победил (Цезарь).

Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета.
Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть
представлено последовательностью действий, но они должны носить
постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором
много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия
(по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете
представить картину и детали.

Описания могут быть фактографическими или творческими.
Фактографические описания распространены в научно-технической
литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах.

Пример:

Отвёртка— ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания
и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов,
на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой
металлический стержень снаконечником и рукояткой (пластмассовой или
деревянной).

Творческие описания отличаются большей эмоциональностью.
Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это
описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также
описание их внутренних качеств, их манер, речи и прочего.В таких описаниях
предмет или явление должно выделяться среди прочего. Часто присутствуют
яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в
предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой
стороны рассматривается предмет.

Пример:

"Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной
наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной
идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей
по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в
складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный
свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в
складки шлафрока

Рассуждение - последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения,
положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений,
объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение,
подтверждение мыслей.

Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-
ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы
и восклицания.
Рассуждение – мысли вслух. Характерно наличие вопросительных предложений, вводных слов, переход от тезиса к доказательствам.

Чаще всего встречается в научном стиле ( например, теорема- доказательство),
а также в художественной, философской, психологической прозе.
Рассуждение может быть развернутым и кратким.
Внимательно читайте формулировку!

Если написано, что в предложении 10 представлено повествование, значит, мы
ищем повествование в чистом виде. Если написано, что предложение 10 содержит
повествование, то в нем могут содержаться элементы рассуждения или описания.


Примеры:
Описание.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки.
Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)

Повествование.
Дядь Саша выругался и полез из кабины. Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка. К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)

Рассуждение.
По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самолму здорово досталось.Александру Михайловичу и так всё ясно было  его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)
Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого. (В. Ремизов «Воля вольная»)

Повествование с элементами описания:
Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день САшка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)

Повествование с элементами описания:
Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).

Описание с элементами рассуждения:
Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)

1 комментарий: